введение испытания производство эксплуатация модификации конструкция окраска модель фантом

ОКРАСКА

Опытный АНТ-5 запечатлен на большом количестве дошедших до нас фотографий, посему окраска его сомнений не вызывает – весь самолет был серебристым без опознавательных знаков и тактических номеров, лопасти винта черные.

С серийными И-4 сложнее. Они красились по принятому тогда в ВВС РККА стандарту – зеленый верх, голубой

низ. Если на АНТ-5, выпущенный в единственном экземпляре, имеется довольно богатый фотоматериал, то из 369 серийных И-4 обнаружил фотографии только 7 машин. Одна изображает опытный самолет, использовавшийся в ОКБ Туполева для испытаний динамо-реактивной пушки Курчевского, другая – аппарат, принимавший участие в съемках фильма «Крылья», третья (очень плохого качества) представляет из себя вид спереди и посему в смысле восстановления окраски

самолета малосодержательна, как, впрочем, и четвертая, на которой запечатлено техническое обслуживание двигателя на самолете ВВС Черноморского флота и от собственно самолета можно рассмотреть лишь небольшие фрагменты капота и верхнего крыла.

Одна из оставшихся фотографий изображает скапотировавший личный самолет начальника ВВС

Московского военного округа героя Гражданской войны И.У. Павлова, персональные машины которого имели нестандартную окраску и индивидуальные эмблемы. Все поверхности истребителя цвета натурального алюминия, скорее всего, судя по отсутствию сколов краски, без которых не обошлась бы видимая на фотографии деформация кока винта, были вообще не окрашены. Звезды в 4 позициях на верхней и нижней поверхностях

верхнего крыла, по бортам фюзеляжа за кабиной красные вымпелы с белой надписью «За ВКП(б)». Полностью окрашенный в красный цвет руль поворота нес изображение белой изогнутой стрелы, позаимствованное Павловым из эмблематики 1-й боевой авиагруппы, в которой служил в годы Первой мировой. Лопасти винта окрашены черной краской за исключением усиливающих накладок, которые сохранили цвет натурального металла. Следует отметить, что на этом самолете, в отличие от

других персональных машин Павлова, стойки не были окрашены в красный цвет, а также отсутствовали точки после букв «ВКП» на вымпеле.

Лишь 2 фотографии повествуют нам о внешнем виде обычных машин, эксплуатировавшихся в строевых частях. При чем, обе несут тактический номер «2». Качество обеих фотографий оставляет сильно желать лучшего. Так что имеющиеся интерпретации окраски И-4 представляют иллюстрации на тему «недостаток информации порождает домыслы». В ходе изучения литературы выявлено 3 основных варианта окраски:

1.голубые нижние поверхности крыльев, стабилизатора и фюзеляжа до капота (3 схемы окраски)

2.голубые нижние поверхности стабилизатора, нижние поверхности крыльев (которые могут иметь по передней кромке и законцовкам зеленую полосу), фюзеляж в районе нижнего крыла (4 схемы окраски).

3.весь самолет зеленый (1 схема окраски) Из обнаруженных схем одна представляет самолет без бортового номера вообще, а остальные интерпретируют машину с бортовым номером “2” изображенную на фотографии самолета строевой части, которая не совсем удачно подходит к реконструкции внешнего облика машины. Она представляет самолет во время учений в 1930 г., который, судя по знакам быстрой идентификации в виде белых полос на фюзеляже и крыльях, скорее всего, представлял “условного противника”. Вообще, фотоматериалом подтверждается только первый вариант окраски, он не противоречит и схемам окраски других самолетов РККА того времени. Варианты №2 и №3 маловероятны, так как появились, скорее всего, из-за неправильной интерпретации цвета затененных нижних поверхностей планера.

И, наконец, мне не встретилось попыток воспроизвести облик машины, изображенной на последней фотографии. Как уже упоминалось, она также имеет номер «2», расположенный в соответствии с «Правилами по применению отличительных знаков и шифров на самолетах ВВС РККА», принятыми 26 июля 1927 г., на руле поворота. Принимая во внимания упомянутые «Правила» и судя по оттенку цвета, номер, вероятно был красным с белой окантовкой, таким образом о самолете можно сказать, что он не принадлежал корпусному отряду, был из неотдельного отряда №1, а «белая 2» к подобному отряду №3. Эскадрилью установить на основе имеющейся информации не представляется возможным. Это могли быть 3,4,8 или 21 авиаэскадрилья, базировавшиеся на Балтике, 29 АЭ ВВС Черного моря, либо 119 эскадрилья 404 авиабригады в Баку. Возможно, есть еще фотографии И-4, которые мне найти не удалось.

Таким образом, принимая во внимание изложенные выше соображения и руководствуясь фотографиями строевых самолетов с бортовым номером «2» и самолета, проходившего испытания (правый борт, 1/4 сзади и спереди соответственно), можно сделать вывод, что строевые И-4 имели голубые нижние поверхности плоскостей и фюзеляжа за моторамой, все остальное окрашивалось зеленым, лопасти винта имели цвет натурального дерева, либо окрашивались черной краской за исключением усиливающих накладок, которые сохраняли цвет натурального металла. Эта схема наиболее правдоподобна, однако наверняка не подтверждена, по этому допускает исправления и дополнения.

Тогда окраску строевых машин нужно интерпретировать, основываясь на сделанных выводах. Хотя номер самолета с полосами мог быть и желтым – сравните оттенок на фотографии – с другой стороны, это различие вполне могло образоваться из-за разницы между свежей краской элементов быстрой идентификации и потемневшим от времени тактическим номером. Если присмотреться внимательнее, можно различить звезду на фюзеляже, перед полосой. Красный цвет был очень насыщенным и почти сливается по оттенку с зеленым. Это подтверждается большим количеством фотографий других самолетов того периода. Судя по тому, что полоса на фюзеляже имеется только сверху, нижние поверхности, скорее всего, знаков быстрой идентификации не имели. Это вполне логично предположить, учитывая необходимость точного определения государственной принадлежности самолета, так как учения проводились в приграничных округах.

Hosted by uCoz