введение | испытания | производство | эксплуатация | модификации | конструкция | окраска | модель | фантом |
Новыми истребителями собирались вооружить в первую очередь авиачасти Белорусского военного округа и Краснознаменной Кавказской армии. К середине 1929 г. по планам хотели сосредоточить в Белоруссии уже 75 И-4. Однако практически к июню в наличии имелся только один серийный самолет. Фактически он был личным самолетом начальника ВВС МВО, аса гражданской войны, И.У.Павлова. Этот И-4 считался проходящим эксплуатационные испытания. Машина Павлову понравилась: «...самолет и мотор выявили себя на протяжении месяца с лучшей стороны», - написал он в акте испытаний. Претензии в основном были связаны с вооружением - пулеметы были не новые, а их установка - |
|
недостаточно жесткой. Ряд замечаний Павлов высказал по размещению приборов и органов управления. После полугодовой эксплуатации этой машины она была разобрана и повторно изучена. Специалисты выявили много недостаточно прочных элементов конструкции, имевшие различной степени повреждения. В частях горели желанием получить новые истребители. Начальник ВВС Краснознаменной Кавказской армии Никифоров соглашался получить первую партию И-4 с частично неустраненными дефектами и некомплектно |
|
(без пневмостартеров и кислородных приборов), заявляя, что остальные недостатки «легко устранимы в частях». С января 1930 г. в 70-й ао ККА, дислоцировавшийся в Баку, и отправили самые первые серийные И-4, которые отличались многочисленными недоделками. В июне 1930 г. ВВС РККА располагали уже 58 И-4. Они дислоцировались в Баку (70-й ао ККА), Петергофе (46-й ао ВВС Балтийского моря, где истребитель проходил испытания) и Евпатории (29-я авиаэскадрилья ВВС Черного моря). С сентября 1930 г. новые машины стала получать 21-я АЭ Воздушных сил Балтийского моря. |
|
Не смотря на трудности, связанные с эксплуатацией истребителей, И-4 продолжали оставаться на вооружении ВВС, в основном в авиации флотов. Более того, в январе 1932 года ими оснастили один отряд (71-й ао) в Московском военном округе. Многие будущие асы начали свою карьеру на этом самолете. Например, на И-4 в 119-й эскадрилье летал Ибрагим Дзусов. К 1935 году И-4 уже окончательно устарел. Его легко обгоняли бомбардировщики, а не то, что истребители. Ни в каких войнах он не участвовал, если не считать одного |
|
самолета 95-го АО ВВС Средне-Азиатского военного округа, участвовавшего там в операциях 1931—32 гг. 17 октября 1935 года (в 1934 г.) был подписан приказ о снятии И-4 с вооружения. Последние самолеты этого типа были сданы 119-й эскадрильей 404-й авиабригады в Баку в связи с получением И-16, хотя отдельные самолеты сохранялись там до начала 1936 г. Устаревшие истребители было предписано сдать в авиашколы или разобрать на запчасти. В школы передали чуть больше трех десятков машин, которые прослужили там около двух |
Уже после официального снятия с вооружения, И-4 ненадолго появились вновь в ВВС Балтийского флота. Взятые со складов истребители использовали для оснащения трех новых эскадрилий. В декабре 1935 года сформировали 4-ю оиэ в Петергофе, в феврале следующего года - 3-ю и 8-ю там же. Но И-4 служили в них лишь как учебные до поступления новых И-16 летом 1936 года. Это был последний случай применения этих устаревших самолетов в боевых частях.
В результате работ по И-4 стало ясно, что гофрированная обшивка, выступающие нервюры и стрингеры, отсутствие обтекателей на концах подкосов, а также спицах колес создают значительное сопротивление, что при небольших размерах машины было очень заметным. Стало очевидным, что обшивка должна быть гладкой. Негласное соревнование двух КБ, проектировавших И-3 и И-4, показало, что им удалось создать истребители, хотя и разных схем, но удовлетворившие требования ВВС. И-3 Н.Н.Поликарпова тоже строился серийно.
И-4 не мог похвастаться ни высокими данными, ни славной боевой карьерой. Тем не менее, он остался в памяти как предок всех будущих цельнометаллических истребителей в нашей стране.